Все самое интересное о Карелии можно прочитать на нашем сайте
Авторизация








Пудожский уезд


Между рекой Кена и восточным побережьем Онежского озера в период с 1801 по 1922 годы находился Пудожский уезд Олонецкой губернии. Пудож граничила с Архангельской губернией, Повенецким и Вытегорским уездами. На сегодняшний день границы Пудожского района значительно сузились, однако они и сейчас выделяют уникальную карельскую местность, не похожую на соседние районы. Что же отличает этот район от других?

Для начала стоит упомянуть о здешнем климате. Летом на территории бывшего Пудожского уезда немного жарче, чем в соседних районах, а зимой чуть холоднее. Уникальный климат можно объяснить строением местного рельефа. Северные и центральные районы Пудожи представляют собой невысокую равнинную возвышенность, которая ближе к югу превращается в низины и топкие болота. При сходе древнего ледника здесь образовалось множество озёрных чаш, которые со временем наполнились водой из местных рек. Всего в Пудожском районе насчитывается 64 озера, самым большим из которых считается Водлозеро, являющееся центром Водлозерского национального парка.

Первые поселенцы на территории современной Пудожи появились очень давно. На берегах рек и озер краеведы постоянно обнаруживают руины первобытных поселений, а на берегах Онежского озера до сих пор сохранились каменные валуны с рисунками древних людей. Эти рисунки предположительно были сделаны охотниками и рыболовами, которые жили здесь примерно 5 тыс. лет назад. В начале II тысячелетия н. э. в восточных районах Обонежья образовались первые поселения саамов и весов. Со временем здесь стали появляться первые славянские поселенцы из Новгородской республики и Поволжья. По реке Свирь проходил старинный торговый путь, который связывал Онежское озеро с беломорскими поселениями. Этот путь был главным каналом снабжения Новгорода северной пушниной и мехами. Рядом с ним постепенно возникали первые русские поселения, в которых проживали торговцы и крестьяне. Коренное население этих земель в большинстве случаев либо ассимилировалось славянскими поселенцами, либо переселялось в другие районы. Большая часть земель переходила в собственность новгородских бояр, а остальные земельные наделы отходили к монастырям. Уже в 1478 году земли Восточного Обонежья вошли в состав Русского государства. Земли местных бояр перешли под контроль государства, а владения монастырей остались практически нетронутыми.

Большинство происходивших на территории Карелии событий, так или иначе, повлияли и на жизнь жителей Пудожского уезда. В самом начале XVII века польско-литовские отряды неоднократно пытались захватить контроль над Заонежскими погостами, однако каждый раз терпели поражение от крестьянских отрядов под предводительством воевод. В пудожских деревнях укрывались беженцы с захваченных шведами земель. Церковный раскол, который начался в этом же веке, также не обошел стороной пудожские земли. Множество монастырей и церквей было сожжено, отдельные группы крестьян, не желавшие мириться с новыми уставами, устраивали акты самосожжения. В 1695 году было основано знаменитое Даниловское старообрядческое общежитие, положительно повлиявшее на уровень жизни местных крестьян. При общежитии детей учили грамоте, а взрослые могли заняться изучением древних ремесел.

Активное развитие Даниловского общежития продолжалось до середины XIX века. К началу XVIII века на территории Пудожского уезда начинается строительство заводов по производству изделий из стекла и железа. Кстати, стекольные заводы продолжали функционировать до начала XX века, а их продукция продавалась не только в Петербурге, но и на различных ярмарках по всей стране. Пудожские льнотрепалки производили качественное волокно, которое получило общеевропейское признание, а карельский лён был отмечен наградами на нескольких всемирных выставках. К сожалению, производство льна не смогло стать полноценной доходной статьей региона из-за недостаточного финансирования данной промышленной отрасли.

В конце XIX века Пудожский уезд начал приходить в упадок. Перемещение торговых путей на запад и восток превратили уезд в малонаселенный район, в котором сохранился традиционный для местных жителей уклад жизни. Русские поселенцы на протяжении многих веков сохраняли свои культурные особенности и традиционные ремесла. Исключительно богатой считалась устная народная поэзия Пудожского уезда. Русский этнограф П. Рыбников отмечал, что тексты местных былин можно записывать «денно и нощно».

Основным занятием русского населения Пудожья было земледелие. Местные крестьяне сеяли озимую рожь, ячмень, овес, горох, пшеницу и другие культуры, распространенные на территории Олонецкой губернии. На огородах местных жителей часто можно было обнаружить репу и картофель. Коровы овцы и лошади давали не только молоко и хлеб, но и помогали возделывать землю. Все пудожские мужчины занимались охотой и рыболовством, так как неурожаи случались здесь довольно часто. Среди жителей Пудожского уезда было немало плотников (впрочем, рубить дома умело большинство крестьян), кузнецов (слава наиболее искусных мастеров наковальни и молота знали далеко за пределами уезда) и портных. На ярмарках Петербурга и Москвы довольно часто можно было найти предметы и вещи, созданные крестьянами из Пудожья. Кроме того, часть изделий отправляли в северные районы для обмена их на сельдь и соль.


Letyshops
Написал: Елена (16 октября 2012 16:28) / Группа: Гости
Спасибо за историю родного края Пудожья. Мой дед был портным и известным на всю округу, а ещё гармонистом-виртуозом. Поэтому, наверное, у нас в роду много творческих профессий. А ещё о самом Пудоже и событиях происходящих в нём в начале 20 века очень интересно рассказано в романе Е.Рысса "Шестеро вышли в путь". А в 60-е годы вышел художественный фильм по мотивам романа. И актёры, режиссёр и автор романа приезжали в Пудож на встречу с жителями. Это я тоже помню, хотя и была ещё девчонкой. Позже, познакомилась с книгой "Голгофа", к сожалению автора не помню, там частично описаны события, происходящие в Муромском монастыре.
Регистрация: --
ICQ: {icq}
-->