Все самое интересное о Карелии можно прочитать на нашем сайте
Авторизация








Осударева дорога


1700 год ознаменовался началом войны между Швецией и Россией за доступ к Балтийскому морю. Контроль над этим морем позволял Российской Империи расширить свое влияние в Северное Европе и установить новые торговые связи, а вот Швецию подобное развитие событий абсолютно не устраивало. После начала войны шведским войскам удалось одержать несколько важных побед и завладеть инициативой. Для успешного противостояния шведам русский император Петр I принимает решение о начале строительства водно-сухопутного пути, который должен был связать Белое море с Онежским озером. Протяженность пути составляла 260 км., которые два гвардейских полка императора смогли преодолеть всего за 8 дней. По Осударевой дороге солдатами было переброшено два фрегата и около 150 пушек, благодаря которым русские войска смогли одержать победу над шведами.

Строительством дороги руководил сержант М. Щепотев, а на самой стройке трудилось около 5 тыс. крестьян из близлежащих поселений. При строительстве дороги ориентирами служили только тропы местных крестьян и торговцев, а вот карты местности не использовались вовсе. Этот факт вызывает у современных исследователей некоторое недоумение, ведь учитывая длину проложенной дороги и рельеф местности осуществить подобный проект было практически невозможно.

Тем не менее, перед карельскими крестьянами была поставлена задача «соорудить волок в местах, где еще не ступала нога человека». Работникам предстояло проложить путь через непроходимые чащи и топкие болота. Готовый волок представлял собой довольно ровный бревенчатый настил. Из-за тяжелых условий труда при строительстве дороги погибло множество крестьян. Местные жители говорили, что «под каждым бревном по одному крестьянину лежит». Обнаруженный возле реки Нюхча фрагмент гати Осударевой дороги может считаться прямым доказательством её существования.

Строительство дороги контролировалось Петром I, который лично приезжал сюда для оценки текущего прогресса в постройке волока. В 1702 году на одном из берегов реки Нюхча была создана искусственная насыпь, рядом с которой организовывались стоянки свиты Петра I. Эта возвышенность со временем получила название «Государев ключ». Неподалеку от этого места находится Щепотина гора, на которой согласно легенде был казнен за несправедливое отношение к солдатам руководитель строительства М. Щепотев.

После окончания войны дорога оказалась ненужной и военным, и местным жителям. В XVIII веке путь зарос кустарниками, а мосты приходят в негодность. Со временем о существовании Осударевой дороги помнили только старожилы.

Сегодня карельские краеведы вновь начинают интересоваться историей строительства этого легендарного пути. 174 версты пути было проложено от пристани Нюхча в Белом море к расположенному на берегах Онежского озера поселку Повенец. Дорога проходила через множество селений, многих из которых уже нет на картах. С 1993 года исследовательским проектом «Осударева дорога» организуются экспедиции, которые занимаются определением координат пропавшего императорского пути.


Letyshops
-->