Все самое интересное о Карелии можно прочитать на нашем сайте
Авторизация








Беломорская Карелия


Беломорская Карелия представляет собой культурный район, располагающийся в восточной Карелии и частично на северо-западе России. В его состав входят также несколько заселенных карелами волостей, ранее принадлежавших Архангельской губернии и финские коммуны Кухмо и Суомуссалми. Площадь Беломорской Карелии составляет более 60 тыс. км², а количество жителей превышает отметку в 100 тыс. человек.

У знакомых с историей этого района людей Беломорская Карелия прежде всего ассоциируется с Северокарельским государством, существовавшим в период с 1919 по 1920 годы. В составе Российской империи карельское Беломорье административно относилось к Архангельской губерни. В состав современной Беломорской Карелии входят Лоухский, Кемский, Калевальский районы, а также несколько районов Мурманской области.

Наибольшую известность Беломорской Карелии принес уникальный фольклор, созданный жителями местных деревень. Именно здесь было собрано большинство стихов из карело-финского эпоса «Калевала». К рунопевческим поселениям этнографы относят Калевалу, Хайколу, Юшкозеро, Войницу и другие деревни.

Первыми жителями северной Карелии считаются племена саамов (в русских летописях также называются «лопь»), занимавшихся охотой и рыболовством. В начале XI века северные земли Карелии вошли в состав Новгородской республики, а с середины XIV века эти территории стали называться Лопскими погостами. По реке Кемь проходил важный транспортный путь, соединявший Поморье и Ботнический залив Балтийского моря. Это способствовало укреплению торговых и культурных связей между различными регионами, придавая району более выраженные «русские» черты. Однако многочисленные военные конфликты между Швецией и Россией вскоре сделали поселок Калевала и окрестные земли неспокойным пограничным регионом между противоборствующими державами.

Тем не менее, культурное развитие Калевальского района и всей Беломорской Карелии продолжалось. В XIX веке самобытная культура местных жителей заинтересовала финских этнографов и фольклористов, начавших постепенно систематизировать народные песни и сказания. Немаловажную роль в распространении карельского фольклора сыграли торговцы, традиционно отправлявшиеся осенью в Финляндию. Кроме продажи русских товаров купцы также привозили с собой народные песни, которые пересказывали финнам. Этими сказаниями заинтересовался финский ученый С. Топелиус, записавший и опубликовавший большинство услышанных им песен в виде сборника в период с 1822 по 1831 года. Опубликование этого сборника значительно увеличило интерес к Беломорской Карелии у финских и российских ученых. В период с 1830 по 1840 года Э. Леннротом было записано большое количество эпических песен, вошедших в эпос «Калевала». Знаменитая «сосна Леннрота» под которой этнограф записывал руны, стала настоящим местом паломничества туристов, желающих прикоснуться к частичке истории Карелии и проникнуться духом былых времен.


Letyshops
-->