Все самое интересное о Карелии можно прочитать на нашем сайте
Авторизация








Культ дерева


Языческие верования саамов, вепсов и других древних жителей Карелии так или иначе указывали на мистическую составляющую обычных для современного человека явлении и природных объектов. Одним из таких культов стал культ деревьев. Обитатели этих мест верили, что деревья в лесу обладают душой и в определенном смысле покровительствуют проживающим возле лесов людям. Считалось, что срубленные не по правилам деревья отомстят людям, причинив вред и даже отняв жизнь. Именно поэтому существовал особый ритуал по вырубке деревьев. В него включались процессы транспортировки деревьев из дикой природы в обжитое человеком пространство.

Перед началом лесозаготовки в старину лесорубы брали у колдунов записанный на бумагу заговор, призванный уберечь их от ушиба деревом. В самом лесу сначала нужно было спросить разрешения на вырубку у «хозяев леса». После совершения этого ритуала можно было приступать к работе. Старые и усыхающие деревья трогать запрещалось - они должны были умереть «естественным» путем. Перед началом рубки человек прикасался к дереву свободной рукой, мысленно извиняясь и прося у него прощения. Если деревья предназначались для постройки жилых или хозяйственных помещений, то лесоруб правой рукой прикасался к стволу и говорил: «Прости меня, бор-батюшка. Вырос ты крепким, дай и моим деткам вырасти». Топор никогда не оставляли воткнутым в дерево или в плаху при колке дров. Это считалось неуважением к природе и у нарушившего запрет человека всю жизнь болели бы руки. Недогоревшие головни из костра или печи также не выбрасывали, а тушили и дожигали позже, ведь «головня угаром голову накажет». В поселение деревья транспортировали подобно умершему человеку - нижней (прикорневой) частью вперед. По аналогии с человеческой душой, пребывавшей после смерти человека 40 дней на земле, бревна после транспортировки оставляли лежать 40 дней. И только по пришествию этого времени разрешалось строить из них дом.

Заготавливать лес разрешалось далеко не везде. Запретными местами считались захоронения, кладбища и могилы чужаков (жителей других земель). Во время активного распространения православия на территории Карелии рощи рядом с языческими объектами вырубались, а срубленные деревья использовались для постройки монастырей. Однако старые деревья не решались срубить даже монахи. Священными также считались деревья, растущие на пересечении дорог. Путешественники кидали к их корням монеты и привязывали к ветвям ленточки, искренне веря в то, что это поможет удачно закончить путь. У растущих на мысах деревьев обрубались нижние ветки - это делало их более заметными и позволяло ориентироваться рыбакам. В старину на деревья наносили различные метки позволявшие местным жителям уверенно ориентироваться на местности при любых погодных условиях. Древние колдуны также предсказывали судьбу путников или солдат по деревьям, высаженным их семьями. Усыхание или смерть дерева ознаменовывала также смерть солдата или члена семьи.


Letyshops
-->