Все самое интересное о Карелии можно прочитать на нашем сайте
Авторизация








Святилища древних саамов


Культ поклонения камням существовал у многих северных народов и был распространен на территории от Кольского полуострова до Камчатки. Для связи с духовными силами и потусторонними мирами древними жителями северных земель сооружались святилища. Каменные лабиринты, сейды, следовики, дольмены и другие объекты призваны были служить тонкой нитью между духовными и материальными мирами.

По мнению краеведов и историков, каменные лабиринты и сейды были созданы древними саамскими племенами, проживавшими на территории Карелии. Многие святилища сохранили первозданный вид до начала средневековья. Святилище в большинстве случаев представляло собой каменную выкладку на фоне различных природных объектов. Связанный с культом поклонения камням фольклор развивался вплоть до начала XX века. Сегодня сейды в Карелии сохранились на островах Русский и Немецкий Кузова, горе Воттоваара в Муезерском районе, а также на горах Кивакка и Нуорунен в национальном парке «Паанаярви».

Этимология слова древнесаамская (также могут использоваться вариации «сейде» или «сайво»), дословно означающая «священный камень». Исследователь и краевед А. Карстен утверждал, что «сейды - это идолы, которых лопари использовали в колдовских ритуалах». Некоторые исследователи утверждают, что традиционно сейды использовались для поклонения предкам. В пользу этого говорит древнее предание, в котором сейд произошел от «предка». Согласно сказанию однажды уважаемый в поселении колдун заявил семье, что отправляется на гору Уч-Ойв. Колдун ушел и не вернулся, а отправившиеся на его поиски люди обнаружили на горе камень в форме сидящего человека. После этого культ камней стал активно распространяться среди многих северных народов. Некоторые сейды были своеобразными надгробными камнями на месте погребения особо уважаемых членов племени. В современной исследовательской классификации существует два типа сейдов: зооморфные (покровители промыслов) и антропоморфные (поклонение предкам). Также по верованиям саамов сейды были покровителями, которые помогали в охоте и других промыслах тем, кто приносил камню жертвы.

Как же создавались эти святилища? По утверждению этнографов часть сейдов образовались естественным путем, а остальные представляют собой рукотворные «пирамиды». Принесение жертв сейдам по верованиям саамов было залогом успешного промысла, хорошей погоды и помогало исполнить просьбы древнего человека. Жертвоприношения совершались рядом с сейдом; женщины на священные территории вокруг сейдов и родовые святыни не допускались. Родовому сейду жертвы приносил глава рода, а в больших поселениях главу семьи заменял «нойд» - колдун.

Существовали определенные правила жертвоприношений, которые беспрекословно соблюдались. Так, охотники жертвовали сейду ноги (или крылья) и голову добычи, а рыбаки мазали сейд рыбьим жиром. К расположенным в недоступных для человека местах сейдам бросали смоченные оленьей кровью камни.


Letyshops
-->