Все самое интересное о Карелии можно прочитать на нашем сайте
Авторизация








Религиозные обряды


Традиция совершать религиозные обряды в специально предназначенных для этого местах существовала и у древних карельских жителей. Однако они не были похожи на современные культовые здания. Языческие верования предписывали проводить религиозные церемонии в святилищах, которые редко находились внутри строений. Чаще всего они располагались под открытым небом: на острове, в роще, возле пещеры или около родника.

В целом священных мест, как и различных объектов поклонения, существовало великое множество.Наиболее известными карельскими язычниками считаются племена саамов, проживавших на территории северной Карелии. Информация об их обычаях и культуре собиралась этнографами и краеведами с начала XVII до первой половины XX века. Священные места саамов отличались друг от друга и почти всегда были связаны с расположенными неподалеку природными объектами. Основными видами святилищ были большие валуны неправильной формы, гроты, ямы и спиралеобразные сооружения из больших камней. На Кольском полуострове встречались объекты в виде сложенной из камней фигуры человека. После начала распространения православия в этом районе множество святилищ было разрушено монахами и их сподвижниками.

Использовавшиеся в языческих ритуалах камни (или конструкции из них) назывались «сейды». Вместе с тем это понятие у саамов было довольно растяжимым, и также могло обозначать не только сами камни, но и находящиеся неподалеку скалы и другие предметы. Саамы были уверены в том, что сейды приносят удачу на охоте, защищают от природных бедствий и создают хорошую погоду. Для того чтобы расположить к себе божества, древние карелы обращались к ним с молитвами и просьбами, а также совершали жертвоприношения.

Священной считались не только сейды и близлежащие природные объекты, но и довольно обширная территория вокруг них. Женщины в священные места не допускались. В то же время если саам понимал, что сейд ему не помогает и приносит несчастья, то он вполне мог разрушить его. Однако большинство святилищ являлись неприступными. Причиной этого была уверенность древних карелов в том, что колдуны и некоторые люди после смерти превращались в камни, в которых их души продолжали свою жизнь. Вместе с тем, место гибели иноземных солдат или места их захоронения не могли использоваться как святые места. На этой территории запрещалась любая деятельность – как религиозная, так и хозяйственная.

Сейчас святилища сохранились на большом количестве островов. Большинство скоплений сейдов сейчас находится на территории национальных или природных парков Карелии, что обеспечивает им надежную охрану от вандалов и просто нерадивых туристов. Тем не менее, находятся отдельные путешественники, решающие внести свои авторские штрихи в древние памятники и даже создать свои. От настоящих сейдов «поделки» отличаются значительно меньшим размером и отсутствием целостного вида памятника. Только бережное отношение к культурному наследию поможет сберечь его для будущих поколений.


Letyshops
-->